Теория БВБ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПО ВЕДЕНИЮ БЛИЖНЕГО ВОЗДУШНОГО БОЯ
НА РЕАКТИВНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЯХ 4-го ПОКОЛЕНИЯ
В АВИАСИМУЛЯТОРЕ «LockOn: ГC 2»

Автор: =[:-)]= Del l Murrey - RUS
Клуб Веселых Пилотов


Соавтор: =RAF=Zerol
Russian Air Force

 

От автора.

Попытка написать некоторое подобие основ теории ближнего воздушного боя (БВБ) побудила меня довольно низкая квалификация большинства виртуальных пилотов (вирпилов) летающих на Guns Only сервере «Akado=RAF=Gunzo». Нет, безусловно, на этом сервере летают и высоко квалифицированные вирпилы с большим опытом. Однако, каждый раз, заходя на сервер, я наблюдаю картину, когда один или пара опытных вирпилов набивают себе «фраги» над беспомощными новичками и середнячками, умеющими лишь перетягивать РУС и «летать» в сталлфайте (критический низкоскоростной маневренный бой). И мне пришла в голову мысль – попробовать воплотить на «бумаге» некое подобие теоретических основ БВБ для истребителей, представленных в авиасимуляторе «LockOn: Горячие скалы 2». Данный материал является упрощенным, элементарным изложением наиболее важных (с точки зрения авторов) основ теории БВБ, раскрывающих практические возможности аэродинамики самолетов-истребителей 4-го поколения, таких как Су-27 (ОКБ «Сухой») и F-15C (McDonnell Douglas). А также рекомендации по ведению БВБ для обоих истребителей с рассмотрением вопросов энергетики боя, наиболее выгодных тактик и стилей ведения БВБ. Все, что будет написано ниже, действительно для авиасимулятора «LockOn: Горячие скалы 2» с патчем v.1.2.1 (далее по тексту ГС2).
Все теоретические аспекты, практические советы, а также некоторые смоделированные ситуации БВБ, призваны помочь понять основы теории БВБ с эффективным практическим применением положительных сторон своего истребителя против истребителя противника. Это должно помочь не только начинающим, но и уже более опытным вирпилам.

Чтобы не изобретать велосипед, я бы хотел сказать, что подобный труд, но для авиасимулятора «Ил-2: Штурмовик» уже был давно написан Уважаемым мною вирпилом под ником Veter. С этим вирпилом я ни разу не пересекался в виртуальном небе Ил-2, т.к. предпочитал летать на «поршневых» в живую, да и реактивная авиация меня больше привлекает. Но его труд, посвященный теории БВБ авиации Второй мировой очень ценен для любого, даже опытного бойца, а большинство тактических приемов и идей во многом действительны для реактивной авиации. Так вот по поводу велосипеда, я хочу сразу сослаться на уже написанные ценные мысли Ветра (чтобы не повторяться), с которыми я целиком и полностью согласен и полностью поддерживаю все, что он написал в главах «Введение», «Концепция выживания», да и вообще я рекомендую полностью ознакомиться с его трудом. Это будет полезно для всех. Что ж, прекращаю свое «бла-бла-бла» и приступлю к делу.

Введение.

Тактика современных истребителей многое взяла из опыта Второй мировой войны и опыта локальных войн в Корее, Вьетнаме, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В те далекие времена на некоторых истребителях с верой в ракеты снимали встроенные пушечные установки (ВПУ). Однако печальный опыт показал, что ракеты при всех своих широких возможностях не имеют коэффициента поражения цели Кп=1 (100%). В большинстве случаев вероятность поражения цели была менее 0,3 и после израсходования боекомплекта ракет, истребители с ракетного боя переходили к ближнему воздушному (маневренному) бою стараясь применить встроенные средства поражения целей типа ВПУ. Опыт показывал, что из схваток в БВБ выигрывал тот, кто, во-первых, обладал ВПУ на своем истребителе и, во-вторых, обладал крепкой практической подготовкой ведения БВБ. Иной раз были случаи, когда один подготовленный пилот на своем истребителе мог эффективно бороться сразу против нескольких истребителей противника, не имеющих уверенной теоретической подготовки при ведении БВБ.

Ведущее место в тактике истребителей отводится воздушному бою, который трактуется как организованная вооруженная борьба одиночных экипажей и групп самолетов в воздухе. Все остальные элементы тактики относятся к второстепенному положению, т.к. лишь подготавливают или обеспечивают его успешное ведение.

Знаменитый исследователь тактики А.Н.Лапчинский в своей книге «Воздушный бой» писал, что бой в период первой мировой войны развивался как борьба одиночек-асов. Например, в рядах истребительной авиации Франции насчитывалось 1500 летчиков, однако в воздушных боях за время войны было сбито 2049 самолетов противника и 908 из них приходится на долю 52 асов. А авиация Антанты сбила 3138 самолетов, из которых 2023 приходятся на 105 асов при общей численности в несколько тысяч летчиков. Это наглядно показывает, что продуктивно «работали» главным образом одиночки-мастера, а истребитель «середняк» больше патрулировал вхолостую, а если ему и случалось начинать бой, то в 97 случаев из 100 схватка заканчивалась безрезультативно.

Каждый ас имел свой «почерк» и это определяло разнообразие способов ведения воздушного боя. Однако, все стремились иметь преимущество в высоте и достичь меньшую амплитуду маневра, сближаясь с противником на минимальную дальность, максимально используя элемент внезапности. Немецкий ас Иммельман писал: «Я безоружен, пока я ниже», а основатель тактики немецких истребителей Белке считал, что «главное в воздушном бою – вертикальная скорость».

Тщательное изучение тактики позволяет овладеть методами воздушного боя, приводящими к уничтожению самолетов противника без потерь со своей стороны. 4 Грубо говоря, один пилот ас на своем истребителе будет иметь равные шансы на успех работая в ближнем бою против двух и даже трех плохо подготовленных пилотов.

Важно подчеркнуть, что воздушная война как таковая, является относительно новым явлением в вооруженной борьбе, не имеющей преемственной связи с войной на земле или на море. У нее свои правила, она имеет свои способы и приемы, требует людей особого склада ума и холодной крови.

Ведение воздушного боя, основанное на твердом знании тактики и навыках пилотирования, резко отличается от беспечной отваги, на основе которой нельзя подготовить хорошего воздушного бойца. Беспечный летчик является самой легкой добычей расчетливого противника, выжидающего удобного для нападения случая. Воздушный боец должен уметь не только сбивать самолеты противника, но и не быть сбитым самому. Это требование кажется совершенно очевидным, а между тем в течение всех войн и локальных конфликтов было достаточное количество летчиков, тактические знания которых можно охарактеризовать одним словом «атака». Большая часть этих летчиков была, естественно, быстро сбита противником.

Внезапность создает превосходство для атакующего, поэтому в воздухе летчик должен руководствоваться тактическим принципом: увидеть первым, оставаясь самому как можно дольше незамеченным. Успех или благоприятный исход воздушного боя должен быть результатом искусства летчика и знания тактики.

Помимо тактического маневрирования, летчик должен обладать навыками огневой подготовки. Летчики всегда имели достаточно случаев убедиться, что при тактически грамотном ведении воздушного боя они часто оказывались не в состоянии достичь победы над противником из-за неумения выйти на нужную дальность стрельбы и вести меткий огонь. Обучение стрельбе должно идти параллельно обучению тактике.

Теперь о моральном факторе. Можно сказать, что летчик с хорошей техникой пилотирования может и не быть хорошим бойцом, хотя во время боя в воздухе умелое владение самолетом дает много преимуществ, но слишком большое внимание к управлению самолетом может принести вред в бою. Поэтому получалось так, что некоторые из блестящих трюковых/пилотажных летчиков оказались неважными воздушными бойцами. Много времени концентрировалось на самом процессе полета, исключая, возможность сосредоточиться на достижении победы над противником. В любом бою предварительная моральная победа составляет половину успеха. Летчик, который в момент сближения самолетов самым решительным образом проявляет намерение принять бой, уже находится на пути к победе, хотя при этом еще не сделал ни одного выстрела. Воздушная атака выполняется иногда с такой неожиданностью, что даже мужественный летчик не успевает подумать о способах противодействия ей, а требования человеческой природы вынуждают его к уклонению от опасности, прежде чем он даст себе ясный отчет о создавшемся положении. В результате, когда он решает, наконец, повернуть свой самолет и встретить противника контратакой, последний будет обладать превосходством, которое называется моральным и оно оказывает непосредственное влияние на исход боя.

Опыт ведения воздушного боя может быть накоплен как изучением теории тактики боя, так и практически. При этом в значительной степени помогают дополнительные знания, чем лучше обучающийся постигает принципы конструкции, работы агрегатов самолета, двигателя, законы полета, аэродинамику своего самолета, тем лучший боевой летчик из него получится.

Трудно определить путь обучения летчика к умению захватить моральное превосходство над противником. Но, безусловно, основным средством выработки волевых качеств остаются знания. Летчик, глубоко понимающий сущность воздушного боя, больше уверен в себе. Он будет в психологическом отношении выше противника независимо от условий, в которых протекает бой.

Перечисленные выше факторы – это все то, что виртуальный летчик должен помнить и, главное, полностью понимать. Практически все неудачи в БВБ следуют от недостатка понимания написанного выше. Хотя всегда можно избрать более долгий путь понимания – опытным путем, всякий раз в новой схватке, одерживая победу или терпя поражение, вы каждый раз выводите для себя новый свод неких правил и действий. Правда вы вскоре обнаружите тот факт, что не везде и не всегда они будут работать как в первый раз.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новое на форуме

Сейчас Онлайн

Сейчас 29 гостей и 1 пользователь онлайн

Радио "От Винта!"

 

Группа Вконтакте